Белорусский ритейл и экологичные тренды: возможны ли отношения по любви?

Отношение к экологии становится более осознанным, и это один из факторов, который будет влиять на потребителей в ближайшие десятилетия.

Мы внимательно изучаем этикетки и срок годности товаров, отказываемся от пластиковой упаковки, берем продукты «на развес» и отдаем предпочтение сезонным фермерским овощам.

Но помимо ассортимента, мы все больше интересуемся и дизайном самого магазина. Есть ли в Беларуси ритейлеры, освоившие экодизайн, рассказывает Александра Назаркина, СЕО и арт-директор компании NZR.

Экологичный дизайн не равно дизайн в экостиле

Дизайн ‒ это деятельность, которая откликается на проблемы современности. И среди них экологические занимают не последнее место. Элементы дизайна формируют искусственную среду, в которой человек находится большую часть своей жизни.

Нам уютно в атмосфере минимализма, где много зелени и неброских оттенков, вызывающих желание задержаться и отдохнуть.

Мы бежим от ярких плакатов и картин, холодных металлических витрин и бетонных полов. Мы с большим желанием тянемся к естественному свету из панорамных окон, чем к искусственному освещению.

В понимании современного дизайнера экологичное проектирование ‒ это прежде всего про экономию ресурсов: внедрение энергоэффективного освещения, установку регуляторов расхода и устройств аварийного отключения воды, расчет и оптимизацию ресурсов и логистики, возможность вторичного использования материалов и многое другое.

Поэтому, изучив настроение покупателей и современные тенденции, многие ритейлеры уже сегодня стремятся оформить торговые залы в экостиле. И лишь единицы решаются на полноценный экологичный дизайн магазинов. Вы всё правильно поняли, это не тождественные понятия.

Если говорить про «дизайн в экостиле», то по словам экспертки, самым популярным его элементом на сегодняшний день стали деревнные поддоны, которые часто применяются как временные сооружения для оформления «акционной зоны продаж».

‒ На мой взгляд, все это не про дизайн, а про экономию средств. Примечательно, что некоторые бренды гонятся за модным стилем и теряют свою индивидуальность. Не остались в стороне и белорусские представители. В частности, один из них, специализирующийся на продаже люксовой косметики, разместил продукцию Dior и Chanel на необработанных поддонах, чем вызвал разные эмоции у покупателей,

— делится наблюдениями Александра
И приводит в пример работы ее компании, когда для оформления торговых площадей использовались разнообразные идеи, начиная от бумажных растений и заканчивая новогодними шарами из ниток: дизайн витрины в тропическом стиле для магазинов женской одежды, экологичный ресепшн в магазине спортивного инвентаря и одежды, витрину в магазине для активного отдыха, новогоднее оформление магазина детской одежды.

Рождественские праздники ‒ это куча пластика, мишуры, пленки. Поколение 90-х еще помнит стеклянные новогодние игрушки, которые сегодня стоят в 5-10 раз дороже пластиковых. А фарфоровые ‒ это фишка дорогих брендов, ‒ делится предысторией экспертка. ‒ В магазине Bell Bimbo стойки выполнены из натурального дерева. Каркас елок сделан из массива, а шары- из натуральных ниток, которые мы крутили всем офисом.


Вот и получается, чтобы организовать бизнес более дружелюбным к природе, необходимо учитывать ее возможности, обеспечить ее сохранение и минимизировать вредные воздействия на всех этапах жизни дизайн-объекта: производства, эксплуатации и утилизации. А реализация проекта потребует модернизации производственных процессов, систем энергосбережения и обращения с отходами, детальный анализ продукции, сырья и материалов. Многим проще покрасить фасад в зеленый цвет, добавить стеллажи с имитацией под дерево, а к названию магазина ‒ приставку «эко».


Поэтому мы и сталкиваемся с тем, что некоторые компании, которые занимаются продажей экотоваров и фермерских продуктов пытаются отразить суть бренда лишь в оформлении, ‒ продолжает Арт-директор компании NZR. ‒ В брендинге это всегда зеленый листик, планета и тому подобное. Что касается торгового оборудования, то, как показал опыт, у ритейлеров сформировалось два подхода: одни делают «в экостиле», а вторые создают экологичный дизайн. Поэтому в первом примере мы видим материалы «под дерево» с обилием виниловой пленки. Во втором ‒ стильное, недорогое и экологичное оборудование. Ярким примером экологичного дизайна стал экорынок «Ўсё Сваё», где даже прилавок отделан тканью и нет и намека на поддоны.

Экодизайн спасет мир

Мы уже выяснили, что экологичный дизайн призван стабилизировать отношения человека и окружающей среды, настраивая их на гармоничное сосуществование. Это первоочередная цель такого проектирования. Красота здесь вторична. А подобные проекты, создающие наиболее комфортную визуальную среду, стали характерной чертой современного дизайна.

Экодизайн не терпит подделок и имитаций. И первоначально требует немалых финансовых вложений. Но долговечность, износостойкость и безопасность используемых материалов, позволит окупиться такой инвестиции уже в ближайшем будущем.


Подход нашей компании в дизайне торговых помещений состоит в том, что лучше вложиться в оборудование и свет, чем в украшательство. Но конечно, всё зависит от формата магазина: шоурум, салон, масс-маркет или выездная торговля, ‒ комментирует Александра. ‒ И здесь нужно учесть, что в Беларуси за работу с натуральными материалами берется мало производств. Обычно мы обращаемся к ремесленникам, потому как производители мебели и оборудования часто даже с фанерой не хотят работать.


Элементы дизайна являются неотъемлемой частью массовой культуры и воздействуют на многие важные социальные процессы. Поэтому при разработке проекта экодизайна разработчики должны решить непростые задачи:


  • изменение ценностных установок;
  • формирование экологической культуры и культуры потребления;
  • пересмотр материалов и технологий с точки зрения эконорм;
  • поиск возможностей экономии ресурсов;
  • обеспечение безопасности на всех этапах «жизни» объекта, минимизация вредного воздействия на человека и природу;
  • поиск баланса между требованиями природы и человека;
  • формирование эстетических предпочтений.
Всё верно, основа экологичного дизайна ‒ не только сохранение и забота о природе, это еще и про социальное мышление, ‒ продолжает Александра. ‒ Понимание сути экодизайна приходит с осознанием того, что каждый объект в интерьере является частью системы, призванной обеспечить наши потребности, и каждый элемент такой системы не появляется из ниоткуда и не исчезает просто так.

Последние исследования говорят про укрепление позиций экодизайна и среди продавцов, и среди покупателей. Примером ритейлера, ставшего популярным в Беларуси, арт-директор компании NZR назвала биомаркет Vёska.

Заказчик принципиально хотел использовать экологичные материалы. Так торгово-выставочное оборудование было сделано из фанеры. Нужно учесть, что это очень непрактичный материал в торговле: быстро пачкается, ломается, сложно окрашивается, ‒ рассказывает Александра. ‒ Однако, заказчик настаивал на его использовании, аргументируя тем, что продает эко- и фермерские продукты и важно выкладывать их на соответствующих прилавках. В заявке указывалось обязательное использование в декоре интерьера живых растений. Поэтому витрины и все оформление магазина производилось только настоящими цветами. В живую и на фото магазин выглядит проще, чем магазины конкурентов, сделанных из ДСтП (древесно-слоистый пластик). Но для экологии и людей, которым не безразлично будущее планеты, красота не первоочередна.


Сегодня люди осознают опасность экологических угроз, переосмысливают и переоценивают отношение к своему здоровью и окружающей среде. Всё это выливается в стремление использовать безопасные природные образы в создании материальных объектов. В связи с чем сформировались основные принципы экологичного дизайна:


  • необходимость удовлетворения разумных потребностей общества;
  • рациональность дизайна; переосмысление продуктов и их функционала;
  • использование экологической экономики, для всестороннего анализа степени истощения ресурсов и экологического ущерба;
  • использование возобновляемых источников ресурсов;
  • рециркуляция, сокращение, переработка, повторное и эффективное использованию материалов и энергии;
  • поиск новых, экологически безопасных материалов;
  • сохранение и поддержание ресурсов, целостности, структуры и функции естественных экосистем;
  • необходимость сохранения этнического разнообразия народов; изучение и использование их опыта и моделей организации пространства;
  • использование исследований бионики, структуры и конструкции, технологических устройств, присущих природным объектам, в объектах дизайна;
  • рост экологической грамотности, социальная поддержка устойчивого развития, распространение идей экодизайна.

И если чуть больше 50-ти лет назад для потребителей новизна, стиль и эстетичность вещи были более важны, чем ее надежность, функциональность и долговечность, то сегодня всё совсем по-другому. Экологичность производства и продукта (при эксплуатации и утилизации), энерго- и ресурсосбережение становятся такими же важными качествами для потребителя, как эргономичность, экономичность и комфорт.


Использование электрокар, отказ от холодильного оборудования на фреоне, ведущего к разрушению озонового слоя и к глобальному потеплению ‒ всё это про экологичное производство. Европа уже перестала закупать холодильники на фреоне Р22. В Беларуси подхватили тенденцию: потихоньку внедряют оборудование на пропане, которое не создает парникового эффекта, ‒ приводит примеры Александра.

Экологичный дизайн и популярные заблуждения

Есть мнение, что это скучный и однообразный дизайн с преобладающим использованием дерева, который сложно вписать в другой стиль. Но разве белорусская природа невыразительна и состоит только из лесов?

Так и экологически направленное проектирование сегодня имеет в своем арсенале очень разнообразные материалы: дерево, камень, стекло, глину, бумагу, растительность, натуральные ткани и всё то, что подарила нам природа родных мест. Но здесь важно соблюсти эту натуральность, а не гнаться за более дешевой имитацией. Такие материалы при правильном уходе прослужат не одно десятилетие, что может заметно сэкономить средства.


‒ Натуральный камень хорошо подходит для создания столешниц. Пробка идеальна для отделки, снижающей звуковую нагрузку в помещениях. Также это прекрасный материал для оформления декоративных панно, орнаментов и фигур. Обои из водорослей или джута, благодаря своей интересной фактуре, помогают создать визуальную часть, но стоят недешево, ‒ уточняет арт-директор компании NZR. ‒ Если берем дерево, то, конечно, массив, а не ДСП. На пол кладем натуральный паркет, а не ламинат. Из-за количества формальдегида в ДСтП и ламинате, а также в верхнем пластиковом слое этих материалов, они не могут быть использованы в экологичном дизайне. В окна вставляем только деревянные рамы и подоконники, устанавливаем деревянные жалюзи. В качестве тканей часто используем грубый хлопок или лен с выраженной текстурой.

Экспертка обращает внимание, что если рассказывать о визуальной составляющей, то экостиль сейчас пользуется большой популярностью как в интерьерах квартир, так и в ритейле. Ведь и цвет тоже может быть долговечным, что подтвердила датский дизайнер текстиля Маргрета Одгард, предоставив мебельной компании Montana (известной своими простыми, но красочными системами стеллажей) новую палитру из 30 оттенков.


— Я не работаю с сезонными тенденциями. Коллекция цветов должна оставаться на рынке не менее 5-10 лет и не устаревать, — прокомментировала выход своей коллекции автор.

Конечная стоимость разработки проекта магазина «под ключ» зависит от многих факторов, и есть мнение, что это дорогое удовольствие. Да, сегодня в нашей стране развивать свой бизнес стало сложно. Да и стоимость массива дерева, фанеры и металла, по словам поставщиков, в прошлом году увеличилась на 30-50%.

Но не следует забывать про долговечность натуральных материалов и про настроение покупателей. Потому как экология пространства напрямую связана с экологией человека: влияет на качество его жизни, состояние здоровья, развитие способностей и психофизический комфорт. А это всегда будет в тренде.

А еще экологичный дизайн универсален и легко сочетается с любым другим современным стилем. Он приемлет параллельное использование природных материалов и самых современных технологий и электроники. Все эти предметы гармонично дополняют друг друга, и создают комфортный интерьер.


Вот еще один пример первого безкассового магазина в Европе ‒ симбиоз экологичного дизайна и новейших технологий, который по словам Александры, и про экодизайн, и про экологичность.

Стены просто покрашены, без обработки и выравнивания. Отделка только натуральным деревом, массивом сосны. И даже витрины сделаны из фанеры, полигонные животные из бумаги, а ленты из хлопка, ‒ делится реализованным проектом Арт-директор компании NZR.


Благодаря экологическому просвещению потребители становятся более осознанными, легко распознают «кто есть кто». И со временем отдают предпочтение тем магазинам, которые не только выглядят экологично, но и следуют целой жизненной философии, направленной на устойчивое природопользование.