Мы внимательно изучаем этикетки и срок годности товаров, отказываемся от пластиковой упаковки, берем продукты «на развес» и отдаем предпочтение сезонным фермерским овощам.
Но помимо ассортимента, мы все больше интересуемся и дизайном самого магазина. Есть ли в Беларуси ритейлеры, освоившие экодизайн, рассказывает Александра Назаркина, СЕО и арт-директор компании NZR.
Дизайн ‒ это деятельность, которая откликается на проблемы современности. И среди них экологические занимают не последнее место. Элементы дизайна формируют искусственную среду, в которой человек находится большую часть своей жизни.
Нам уютно в атмосфере минимализма, где много зелени и неброских оттенков, вызывающих желание задержаться и отдохнуть.
Мы бежим от ярких плакатов и картин, холодных металлических витрин и бетонных полов. Мы с большим желанием тянемся к естественному свету из панорамных окон, чем к искусственному освещению.
В понимании современного дизайнера экологичное проектирование ‒ это прежде всего про экономию ресурсов: внедрение энергоэффективного освещения, установку регуляторов расхода и устройств аварийного отключения воды, расчет и оптимизацию ресурсов и логистики, возможность вторичного использования материалов и многое другое.
Поэтому, изучив настроение покупателей и современные тенденции, многие ритейлеры уже сегодня стремятся оформить торговые залы в экостиле. И лишь единицы решаются на полноценный экологичный дизайн магазинов. Вы всё правильно поняли, это не тождественные понятия.
Если говорить про «дизайн в экостиле», то по словам экспертки, самым популярным его элементом на сегодняшний день стали деревнные поддоны, которые часто применяются как временные сооружения для оформления «акционной зоны продаж».
‒ Рождественские праздники ‒ это куча пластика, мишуры, пленки. Поколение 90-х еще помнит стеклянные новогодние игрушки, которые сегодня стоят в 5-10 раз дороже пластиковых. А фарфоровые ‒ это фишка дорогих брендов, ‒ делится предысторией экспертка. ‒ В магазине Bell Bimbo стойки выполнены из натурального дерева. Каркас елок сделан из массива, а шары- из натуральных ниток, которые мы крутили всем офисом.
Вот и получается, чтобы организовать бизнес более дружелюбным к природе, необходимо учитывать ее возможности, обеспечить ее сохранение и минимизировать вредные воздействия на всех этапах жизни дизайн-объекта: производства, эксплуатации и утилизации. А реализация проекта потребует модернизации производственных процессов, систем энергосбережения и обращения с отходами, детальный анализ продукции, сырья и материалов. Многим проще покрасить фасад в зеленый цвет, добавить стеллажи с имитацией под дерево, а к названию магазина ‒ приставку «эко».
‒ Поэтому мы и сталкиваемся с тем, что некоторые компании, которые занимаются продажей экотоваров и фермерских продуктов пытаются отразить суть бренда лишь в оформлении, ‒ продолжает Арт-директор компании NZR. ‒ В брендинге это всегда зеленый листик, планета и тому подобное. Что касается торгового оборудования, то, как показал опыт, у ритейлеров сформировалось два подхода: одни делают «в экостиле», а вторые создают экологичный дизайн. Поэтому в первом примере мы видим материалы «под дерево» с обилием виниловой пленки. Во втором ‒ стильное, недорогое и экологичное оборудование. Ярким примером экологичного дизайна стал экорынок «Ўсё Сваё», где даже прилавок отделан тканью и нет и намека на поддоны.
Мы уже выяснили, что экологичный дизайн призван стабилизировать отношения человека и окружающей среды, настраивая их на гармоничное сосуществование. Это первоочередная цель такого проектирования. Красота здесь вторична. А подобные проекты, создающие наиболее комфортную визуальную среду, стали характерной чертой современного дизайна.
Экодизайн не терпит подделок и имитаций. И первоначально требует немалых финансовых вложений. Но долговечность, износостойкость и безопасность используемых материалов, позволит окупиться такой инвестиции уже в ближайшем будущем.
‒ Подход нашей компании в дизайне торговых помещений состоит в том, что лучше вложиться в оборудование и свет, чем в украшательство. Но конечно, всё зависит от формата магазина: шоурум, салон, масс-маркет или выездная торговля, ‒ комментирует Александра. ‒ И здесь нужно учесть, что в Беларуси за работу с натуральными материалами берется мало производств. Обычно мы обращаемся к ремесленникам, потому как производители мебели и оборудования часто даже с фанерой не хотят работать.
Элементы дизайна являются неотъемлемой частью массовой культуры и воздействуют на многие важные социальные процессы. Поэтому при разработке проекта экодизайна разработчики должны решить непростые задачи:
Последние исследования говорят про укрепление позиций экодизайна и среди продавцов, и среди покупателей. Примером ритейлера, ставшего популярным в Беларуси, арт-директор компании NZR назвала биомаркет Vёska.
‒ Заказчик принципиально хотел использовать экологичные материалы. Так торгово-выставочное оборудование было сделано из фанеры. Нужно учесть, что это очень непрактичный материал в торговле: быстро пачкается, ломается, сложно окрашивается, ‒ рассказывает Александра. ‒ Однако, заказчик настаивал на его использовании, аргументируя тем, что продает эко- и фермерские продукты и важно выкладывать их на соответствующих прилавках. В заявке указывалось обязательное использование в декоре интерьера живых растений. Поэтому витрины и все оформление магазина производилось только настоящими цветами. В живую и на фото магазин выглядит проще, чем магазины конкурентов, сделанных из ДСтП (древесно-слоистый пластик). Но для экологии и людей, которым не безразлично будущее планеты, красота не первоочередна.
Сегодня люди осознают опасность экологических угроз, переосмысливают и переоценивают отношение к своему здоровью и окружающей среде. Всё это выливается в стремление использовать безопасные природные образы в создании материальных объектов. В связи с чем сформировались основные принципы экологичного дизайна:
И если чуть больше 50-ти лет назад для потребителей новизна, стиль и эстетичность вещи были более важны, чем ее надежность, функциональность и долговечность, то сегодня всё совсем по-другому. Экологичность производства и продукта (при эксплуатации и утилизации), энерго- и ресурсосбережение становятся такими же важными качествами для потребителя, как эргономичность, экономичность и комфорт.
‒ Использование электрокар, отказ от холодильного оборудования на фреоне, ведущего к разрушению озонового слоя и к глобальному потеплению ‒ всё это про экологичное производство. Европа уже перестала закупать холодильники на фреоне Р22. В Беларуси подхватили тенденцию: потихоньку внедряют оборудование на пропане, которое не создает парникового эффекта, ‒ приводит примеры Александра.
Есть мнение, что это скучный и однообразный дизайн с преобладающим использованием дерева, который сложно вписать в другой стиль. Но разве белорусская природа невыразительна и состоит только из лесов?
Так и экологически направленное проектирование сегодня имеет в своем арсенале очень разнообразные материалы: дерево, камень, стекло, глину, бумагу, растительность, натуральные ткани и всё то, что подарила нам природа родных мест. Но здесь важно соблюсти эту натуральность, а не гнаться за более дешевой имитацией. Такие материалы при правильном уходе прослужат не одно десятилетие, что может заметно сэкономить средства.
‒ Натуральный камень хорошо подходит для создания столешниц. Пробка идеальна для отделки, снижающей звуковую нагрузку в помещениях. Также это прекрасный материал для оформления декоративных панно, орнаментов и фигур. Обои из водорослей или джута, благодаря своей интересной фактуре, помогают создать визуальную часть, но стоят недешево, ‒ уточняет арт-директор компании NZR. ‒ Если берем дерево, то, конечно, массив, а не ДСП. На пол кладем натуральный паркет, а не ламинат. Из-за количества формальдегида в ДСтП и ламинате, а также в верхнем пластиковом слое этих материалов, они не могут быть использованы в экологичном дизайне. В окна вставляем только деревянные рамы и подоконники, устанавливаем деревянные жалюзи. В качестве тканей часто используем грубый хлопок или лен с выраженной текстурой.
Экспертка обращает внимание, что если рассказывать о визуальной составляющей, то экостиль сейчас пользуется большой популярностью как в интерьерах квартир, так и в ритейле. Ведь и цвет тоже может быть долговечным, что подтвердила датский дизайнер текстиля Маргрета Одгард, предоставив мебельной компании Montana (известной своими простыми, но красочными системами стеллажей) новую палитру из 30 оттенков.
Конечная стоимость разработки проекта магазина «под ключ» зависит от многих факторов, и есть мнение, что это дорогое удовольствие. Да, сегодня в нашей стране развивать свой бизнес стало сложно. Да и стоимость массива дерева, фанеры и металла, по словам поставщиков, в прошлом году увеличилась на 30-50%.
Но не следует забывать про долговечность натуральных материалов и про настроение покупателей. Потому как экология пространства напрямую связана с экологией человека: влияет на качество его жизни, состояние здоровья, развитие способностей и психофизический комфорт. А это всегда будет в тренде.
А еще экологичный дизайн универсален и легко сочетается с любым другим современным стилем. Он приемлет параллельное использование природных материалов и самых современных технологий и электроники. Все эти предметы гармонично дополняют друг друга, и создают комфортный интерьер.
Вот еще один пример первого безкассового магазина в Европе ‒ симбиоз экологичного дизайна и новейших технологий, который по словам Александры, и про экодизайн, и про экологичность.
‒ Стены просто покрашены, без обработки и выравнивания. Отделка только натуральным деревом, массивом сосны. И даже витрины сделаны из фанеры, полигонные животные из бумаги, а ленты из хлопка, ‒ делится реализованным проектом Арт-директор компании NZR.
Благодаря экологическому просвещению потребители становятся более осознанными, легко распознают «кто есть кто». И со временем отдают предпочтение тем магазинам, которые не только выглядят экологично, но и следуют целой жизненной философии, направленной на устойчивое природопользование.