Кросс-мерчандайзинг (или перекрестный мерчандайзинг, комплементарный мерчандайзинг) направлен на стимулирование продаж при помощи специальной выкладки товара, при которой рядом с основным продуктом выставляют сопутствующие товары. Соответственно, кросс-продажи — это допродажа смежных товаров к основному. Что такое основной товар, а что — сопутствующий?
Очень часто по правилам комплементарности товаров собирают подарочные наборы. Сейчас только метросексуалы пользуются кисточками для бритья, однако в премиум магазинах косметики на полках стоит гель для бритья и кисточка из натурального ворса.
Вместе с продуктом одной товарной категории выставляется продукт сопутствующий ему, но из другой категории. Например, над заморозкой часто выставляют соусы.
Основной и сопутствующий товары нужно выставлять в таком виде, чтобы клиент сразу понял их взаимосвязь. Мысли “а зачем этот предмет продается вот здесь?” возникнуть не должно. Аперитив к столу часто группируется по принципу кросс-мерчандайзинга. Сыр плюс груша, мед, орехи. А вот чтобы увеличить продажи, нужно использовать неизбитое сочетание — клиент попробует новое, а старые варианты с медом и грушей он наверняка уже и так купил.
Дополнительный (комплементарный) товар должен быть заметен, чтобы клиент обратил на него внимание и задумался над покупкой.
Клиент должен прийти за одним товаром и не терять время на поиски дополнительного: товары должны располагаться максимально близко для формирования логической связи.
Клиенту можно предложить комплексное решение: это в первую очередь касается магазинов одежды. Например, к пальто можно предложить шапку или шарф из новой коллекции: таким образом клиент купит больше, при этом потратив меньше времени.
Парная выкладка — самый простой прием для группировки товара. В таком случае выбирается один вид основного и сопутствующего товара. Например, ноутбук и чехол к нему.
Тематическая зона работает по принципу “что угодно для чего угодно”. В таком случае можно объединять большее количество товаров. Например, остров “подготовь ребенка к школе”: в виде основных товаров может выступать костюм, новая обувь, рюкзак, а в виде дополнительных - ручки и пеналы.
Ситуационный сектор похож на тематическую зону, однако дополнительные покупки в данном случае не будут запланированными и осознанными. Например, в цветочном магазине можно разместить целый отдел рядом с цветами, в котором будут лопатки, новые удобрения и горшки. Эти товары связаны с растениями, но клиент навряд ли планировал покупать всё, пока не увидел их.
Важно понимать, что разместить товары один раз и наслаждаться бесконечной прибылью не выйдет. Сезоны меняются, вкусы клиентов — тоже. Показатели продаж необходимо отслеживать - и менять приемы и выкладку в соответствии с ними.