Хотя вся эта теория не лишена противоречий, и многие упомянутые постулаты часто ставятся под сомнение, психологические цены используются с давнего времени. Известно, что подобный подход появился уже в конце XIX в. с
бурным развитием розничной торговли. Одним из первых к такой практике прибег Мелвилл Э. Стоун, владелец чикагской газеты
Daily News в 1875 г. Якобы мелкая разменная монета (пенни) была в то время не очень распространена, и сдача в один цент в качестве «бонуса» могла привлечь покупателей.
Еще одна версия рассматривает появление психологического ценообразования как форму борьбы со злоупотреблениями кассиров. В то время они часто могли не пробить проданный товар и положить деньги в карман. А с некруглой ценой покупателю нужно было обязательно дать сдачу, а это требовало открыть кассовый аппарат и пробить чек.
Скорее всего появление психологической цены в 1880-1890-е гг. было вызвано острой конкуренцией ритейлеров и желанием привлечь такой «скидкой» покупателей. В Центральной Европе одним из первых к этой практике прибег в 1920-х гг. в Чехословакии Томаш Бата, владелец известной обувной фабрики. Благодаря чему чехи прозвали ее «ценой Бата».