Форматы магазинов: почему важно знать?

Бывает такое: заходишь в магазин, и в нем что-то не так. Смутить покупателя может довольно многое: цены, не вяжущиеся с интерьером, непонятное разделение зоны купли-продажи и выбора товара, странная реклама… В чем может быть проблема?
В неправильно определенном формате магазина и следованию этому формату.

Что такое формат магазина?

Это совокупность характеристик, по которой определяется принадлежность магазина к какому-либо стандарту.
Формат в первую очередь зависит не от его внешних характеристик (POSM и навигации), а от внутренних элементов, прямо не касающихся дизайна.

Важными характеристиками для определения формата являются:

– местоположение (магазин находится в центре города, в спальном районе или за МКАД?);

– площадь зала (это меньше 50 квадратов или больше 1000?);

– количество товарных позиций (здесь можно купить самое необходимое, или есть большой выбор уникальных продуктов?);

– технология размещения товара (может, товар так и лежит в коробках, или выкладка подразумевает помощь консультанта);

– цена (высокая, низкая, вяжется ли с внешним видом магазина?);

– реклама и продвижение (может отсутствовать, или идти через агрессивный маркетинг в виде постоянных скидок, или быть довольно ненавязчивой);

– услуги магазина (может, на месте можно выпить кофе, или продегустировать часть товара?);

– уровень обслуживания покупателей (есть ли для продавцов гайдлайны, и если да, то каковы они?);

Всегда можно сказать что-то в духе “да у меня один магазин, тут не до форматов”, но это большая ошибка. При грамотном позиционировании магазин станет более понятным для покупателя, а ваши продажи действительно вырастут.

Какие существуют небольшие форматы магазинов?

Фраза “ну это же маленький магазин, там не до формата” в корне неверна. Для небольших магазинов существуют удачные оригинальные форматы, которые следует использовать. Такие магазины не обязательно должны быть сетевыми: удачными и прибыльным может стать и один магазин, расположенный в подходящем своему формату месту.

Первые два типа магазинов основаны на анализе по продаваемому товару.

– Бутик подразумевает премиальный товар, не обязательно только одежду. Бутиком может считаться и магазин с уникальными пищевыми продуктами, и премиальный магазин косметики.

– Специализированный магазин подразумевает большой ассортимент в узкой области. Например, магазин амуниции для экстремальных видов спорта - да, там вы найдете все по теме. К специализированным точкам также могут относиться торговые острова, арендующие пространства в супермаркетах, например, отдельный рыбный остров под своим брендом.
Стихия: магазин товаров для экстремальных видов спорта. Проект разработан NZR.
– Магазин у дома или мини-маркет так же не обязательно должен быть сетевым. Товары повседневного спроса необходимы всем, и такой магазин получает свое основное преимущество благодаря расположению. В основном магазины у дома пользуются системой самообслуживания.

– Магазин через прилавок может показаться устаревшим форматом, но иногда он может быть действительно хорошим вариантом. Общение покупателя с продавцом является одним из инструментов продаж. Для такого магазина понадобится помещение меньше, чем для магазина у дома с самообслуживанием - это поможет сэкономить на аренде. Такие магазины лучше всего размещать в спальных районах, там, где товары повседневного спроса действительно необходимы.

Хотите что-то пооригинальнее? Тогда магазин, совмещенный с кафе, может стать для вас хорошим вариантом. Не обязательно подавать тридцать блюд: достаточно кофемашины и небольшой витрины с пирожными. Если же вы рассматриваете вариант с более серьезной едой, рассмотрите блинные аппараты: они не требуют большой площади и знаний, зато отлично повышают интерес клиентов.
Kava i kvetki: цветочный салон, совмещенный с кофейней. Дизайн разработан NZR.
– Дискаунтер (магазин низких цен). В таких магазинах цены в среднем на 10% ниже, чем по рынку, и при этом ассортимент довольно небольшой. Основное преимущество таких магазинов - ценовое лидерство. Достигается это за счет максимального упрощения, и в жертву здесь идет всё: в таких магазинах используется самое дешевое оборудование, количество персонала довольно низкое, а оформление зала чаще всего минималистичное и не подразумевает особых трат на дизайн и оформление. Реклама если и имеет место быть, то с одним посылом: у нас дешевле, чем везде.

– DIY ( Do It Yourself, «сделай сам») – магазин со строительными материалами и товарами для дома. В таких магазинах используется система самообслуживания, и клиенты сами получают доступ к товару. Консультации в таких магазинах сведены к минимуму.

С форматами и основными преимуществами разобрались. Остался один вопрос:

Когда необходимо учитывать формат магазина?

– Выбор места для магазина. Вам нужно помещение в центре города или в спальном районе? Для бутика ответ будет один, для магазина через прилавок - другой.
– PR и реклама, описание скидок и акций. Имеют ли скидки постоянное место, вводить ли дисконтную программу, или стоит делать акции лишь в исключительных случаях? А что насчет рекламы: как правильно выстроить позиционирование, и чем ваш магазин отличается от других? Да, формат магазина поможет ответить на эти вопросы.

– Дизайн и стиль магазина.
Мы считаем, что брендбук нужен любому магазину: так намного легче проводить ремонт, расширяться и следить за выполнением фирменного стиля. Ну а фирменный стиль у магазинов разных форматов может отличаться. Понятное дело, что DIV-магазин и бутик выглядят по-разному - и ритейлбук ясно это покажет.